Отрываю вновь Лабораторию Студии Импрвизации -СИ.
Когда-то набросал вариант методички для преподавания гитары в кружке, студии или муз. школе. Примерно в таком режиме и проводил многие годы преподавания гитары.


Данная методика основа на базовых стилях современной музыки – Hard & Heavy Metal, Speed & Thrash Metal  и другие прогрессивные направления.

 Из многочисленных видеоуроков  различных гитаристов и их пособий мы извлекли наиболее важные  темы и занятия для развития начинающего музыканта, которые стали основой данной методики.

 Изучение гитары с первого урока связывается с богатым прошлым этого народного инструмента, корнями уходящего в  исторические просторы различных стран (Индия, Испания, Англия, США,  Россия и др.)

Примеры, которые приводит педагог, цитирую известные произведения классических и современных композиторов в своем исполнении или в записи, обогащают музыкальное мышление учащихся.

Кратко вся методика направлена на овладение инструментом - от самых азов до совершенной техники и виртуозной игры на одном из самых "динамичных и экспрессивных инструментов", как писал известный гитарист Стив Вей/Steve Vai.

 1-курс - Начальный

 Тема 1: "Строение гитары". На этих занятиях в начале курса показывается устройство классической и электрогитары.

Объясняются сходства и различия этих инструментов. Демонстрируются аудио и видео приложения по этой теме, с краткими комментариями и объяснениями назначения тех или иных устройств и приспособления для игры на гитаре.

Освоение гитары начинается со знакомства с ее устройством, назначением ее технических и механических деталей, с овладения необходимых аксессуаров для игры на электрогитаре (специальные эффекты, медиатор и прочее).


Тема 2: "Настройка инструмента" С первых занятий ученик научается сам настраивать свой инструмент по камертону или  другому подобному средству. И в дальнейшем учитель предлагает ему это делать самому и постоянно следить за чистотой тона.


Тема 3: "Приемы записи музыки" (нотная грамота, табулатуры, специфические приемы записи). Это занятие постепенно вводит учащегося в мир музыки из-за кулис. Педагог рассказывает, как пишется музыка,  или импровизируется, показывая на примерах
всю "кухню" музыкального творчества. Подбор мелодии и запись ее в табулатурах и нотах.


Тема 4: "Индивидуальные занятия" Учитывая многообразие мотивов учащихся для овладения этим инструментом, педагог составляет свой план для каждого из них, подбирая  пути освоения  инструментом. В каждом из занятий корректирую и развивая путь к ученику, к его сокровенным желаниям, помогая ему обрести уверенность в своих силах.


Тема 5: "Упражнения и этюды" С самых первых уроков учитель показывает, как надо работать над техникой  и совершенствовать свою игру. Аудио-видео материалы с демонстрацией различных  гитарных школ и направлений в современной музыке помогут учащемуся самостоятельно выбрать над чем работать в ближайшее время и перспективы дальнейшего роста.

Тема 6: "Гаммы и этюды". Постепенно вовлекая в сознательную работу над техникой, нельзя надолго оставлять ученика играть "скучные упражнения".

Для этого в цикле этих занятий даются этюды, построенные на известных фразах и мотивах с возможными цитатами фрагментов музыки знакомой ученику. Улучшая игру упражнений,  показываем  ученику различные гаммы, построенные на различных ладотональных структурах (пентатоника, диатонический лады, хроматический лад, целотонный и другие).


Тема 7: "Блюзовые ноты". В этом уроке даются первичные знания о блюзе, его структуре и используемых специфических нотах и особом пульсе блюза - "свинг"/ swing и "шафл"/ shuffle. Дается краткий обзор о "черной" музыке Афро-азиатских народов.


Тема 8: "Испанское фламенко". Музыка цыган, как мировой феномен импровизационного творчества. Демонстрация стилей и направлений Фламенко с цитатами известных современных исполнителей. Фригийский лад. Восточные лады арабской музыки, часто используемые в "Тяжелой музыке".


Тема 9: "Классические приемы звукоизвлечения и специфические в стиле "Фламенко". В этом цикле занятий отрабатываются приемы игры: "щипок", "с опорой на струну", "перебор", "расгеадо" и другие.


Тема 10: "Медиатор - "смычок" современного музыканта, играющего на гитаре. Начальные навыки игры медиатором, специфические приемы ("свип" - скольжение, "свист" - использование искусственных флажолетов и прочее).


2-курс-  Базовый


Тема 1: "Гитара-ритм и гитара - соло". Определение сходства и различия. Использование в ансамбле, группе, состоящей из классического состава- бас- гитара, гитара -ритм, гитара -соло, ударные, вокал.


Тема 2: Что такое "совместная игра", "грув" - "играем вместе. Первое представление о игре в ансамбле. Импровизация, композиция, аранжировка. Большой цикл занятий по этой теме с демонстрацией различных стилей и направлений музыки (от классики- до авангарда).


Тема 3: Тяжелая музыка – Hard & Heavy и другие течения Метала/Metal. Базовая тема всей методики. Известные исполнители – виртуозы гитарного мастерства и их группы. Демонстрация, показ и изучение полюбившихся фрагментов этих исполнителей.


Тема 4: "Как "снимать" лики гитарных мастеров? Цикл занятий по овладению приемов подбора музыки - "съема" с показом различных компьютерных  средств для этого.


Тема 5: "Научись сам и покажи Другому".

Цикл занятий по различным  видео школам - самостоятельные занятия. Расширение кругозора
учащегося с вовлечением его в различные стили музыкального творчества и самообучения.


Тема 6: "Создаем группу". Заключительный цикл занятий базового курса. Подготовка к выступлению на шефских и массовых мероприятиях школы (фестивали, конкурсы, концерты, сольные выступления).


Базовый курс Темы с 1-4. Подробное описание курса. Здесь представлены названия и темы занятий:


Ритм-гитара - "Настройка" - "Базовые ритмические паттерны - ритмы с синкопами" - "Сложные паттерны" - "Ритмы с глушением" - "Новые аккордовые формы" - "Шестнадцатые ноты" - "Строение аккордов и их употребление"- "Мажорные тональности" - "Минорные 
тональности" - "Шестнадцатые ноты и паузы" -"Строи используемые в хэви метал" - "Триоли" - "Партии ритм гитары в группе".

 Соло-гитара - "Размер и ритмический рисунок" - "Минорная пентатоника и ее варианты" - "Хаммер и пул - легато в игре соло гитариста" -

"Бенды - "подтяги" с возвратами ноты (Блюзовые приемы)" –

 "Роковые клише - "риффы" часто применяемые рок-музыкантами" –

 "Прием вибрато" - "Паузы и ритмические рисунки – "глушение струн" игра с сурдиной" - "риффы с использованием минорной пентатоники" -  "Специальные приемы - "глушение/mute", скольжение слайд/slide,

 "Блюзовые бенд", натуральные и искусственные флажолеты" - "риффы" с использованием специальных приемов" - цитаты и лики, "ноты на 6-ой струне и смена тональности", - "октавная позиция и позиционная  игра" – 
"расширение бокса минорной пентатоники", - "штрихи и приемы игры 16-ми -фишки гитариста соло", - "построение риффов на основе ритмических штрихов" –

 "блюзовая гамма в метале", "полутоновые тона, бенды, стаккато, скребки и др." -"триольные штрихи" - "пребенды"- "четвертные триоли"- "импровизация и фразировка" - "ноты на 5-ой струне" - "боксы пентатоники" - "основа построения гамм и упражнений для совершенства техники", "свип техника и игра арпеджио", "двойной удар",

 "виртуозная игра классических произведений медиатором", "использование ритмических конфигураций в пассажах", "четные и нечетные ритмические паттерны соло- гитариста",

"прогрессивные приемы игры", "использование рычага", "игра правой рукой на грифе - тэппинг и хаммер", "ноты на 3 и 4 -ой струнах",

"фригийский лад - фламенко", - "32-е ноты" - "Полет Шмеля и другие виртуозные произведения - неоклассика", "взаимосвязь гамм", "ноты на 1-2 струнах", "диатонические и целотонные гаммы и пассажи", "неоклассические паттерны на 1-2 струнах" , "аккорды и обыгрывание их",

"медиатор и пальцы", "выбор гамм для соло и импровизации", "хроматические гаммы и упражнения для развития виртуозной техники игры", "шред гитара -обзор виртуозных исполнителей", "расширение гармонической сетки в импровизации", "сольные партии" и т.д.

Методика подготовлена на основе переводов известных школ западных музыкантов и многолетнего опыта музыкантов в  стиле 
Метал/Metal.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте свой комментарий или Ваш отзыв о блоге Лаборатория Студии Импровизации - СИ здесь: